Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Статьи
Крымский форум eCrimea.ru - все об отдыхе в Крыму. Карты Крыма. Отзывы и впечатления. Объявления об аренде жилья в Крыму.
Регистрируйтесь для просмотра дополнительных разделов сайта, и более удобной отправки сообщений (это займет у вас не более 20 секунд:)

Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Пещерный город Мангуп  (Прочитано 8109 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
eCrimea.ru
Sr. Member
****

репутация: 6
Сообщений: 331


« : 25 Ноябрь 2007, 15:45:01 »

Пещерный город Мангуп





Смотрите также тему:
- Пещерный города Крыма. Мангуп-Кале - рассказ о путешествии с фотографиями


Это один из самых интересных «пещерных городов». В 1996 году историко-археологический памятник Мангуп занесен в списки уникальных мировых исторических древностей ЮНЕСКО. Направляясь к Мангупу, надо выйти из автобуса в с. Залесное. Дальше пройти пешком по проселочной дороге. За селом она отходит влево от шоссе в долину, где величаво возвышается Мангуп. Высота останца над уровнем моря 584 м, над окружающими долинами — до 300 м.

Первое, что привлекает внимание, — гигантские отроги, или мысы, выдвинувшиеся в долину. Первоначальное название их (дотатарского периода) неизвестно. Ближний, западный, отрог называется Чамны-Бурун (Сосновый мыс), соседний —  Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова иудеев). Необычное название его вызвано поселением у мыса, в балке караимов. Дальше — Элли-Бурун (мыс Ветров), и дальний, восточный, — Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Последний назван так по сквозному отверстию, хорошо видному из долины. Образовалось оно после разрушения искусственной пещеры.

Между мысами — три глубоких оврага: западный носит название Табана-Дере (Кожевенный овраг), средний — Гамам-Дере (Банный овраг), восточный — Капу-Дере (Воротный овраг). С другой стороны горы — скалистые обрывы, достигающие семидесяти метров.

У северного подножия Мангупа расположилось село Ходжа-Сала (Священное село). После сталинской депортации в 1944 г. крымских татар село опустело и по сути исчезло. Сейчас оно возрождается, сюда возвращаются его жители, строятся новые дома.

На плато ведут несколько путей. Обычно восхождение совершают по тропе, проложенной по оврагу Гамам-Дере: подъем по нему хотя и крутой, но наиболее короткий.

Тропа приведет к хорошо сохранившимся башне и оборонительной стене. Подобными укреплениями были пересечены все балки и расселины. С развитием города усиливались и его укрепления. В XIV в. появилась вторая линия обороны, на мысе Тешкли-Бурун была возведена цитадель. У естественного фота на плато, к которому подведет тропа, — источник чистой прохладной воды.

Для подъема на плато можно воспользоваться и дорогой, огибающей Тешкли-Бурун. Эта древняя колесная дорога ведет к главным воротам крепости.

О времени возникновения города ученые не придерживаются единой точки зрения. По мнению археолога А. Г. Герцена, исследователя памятника, первые крепостные сооружения были возведены в VI-VII вв.

В средневековье город носил название Феодоро, являлся центром одноименного феодального княжества. Это было крупное по тем временам христианское княжество, занимавшее почти всю юго-западную часть Таврики с портом Каламитой (Инкерман). Население княжества было разнородно и, как полагают, в основном состояло из тавро-скифов, готов, аланов-сарматов. Своего расцвета княжество достигло в XIV-XV вв.

В июле 1475 г. у Феодоро появились турецкие войска, захватившие до этого Кафу и все побережье. Нападение их было отбито. Тогда, установив снятые с кораблей пушки, турки осадили город. Почти полгода стойко держались защитники, отразив пять штурмов неприятеля. Но силы были неравные, и в декабре враги ворвались в город. Феодоро был разграблен, жители почти все истреблены, оставшихся в живых вместе с княжеской семьей увезли в рабство.

Земли княжества были объявлены собственностью султана, само княжество превращено в турецкий кадылык (округ), а город, названный турками Мангуп-Кале, стал административно-судебным центром. В нем размещался крупный турецкий гарнизон.

Двести лет назад Мангуп покинули его последние жители, и некогда процветавший город, как и другие «пещерные города», прекратил существование...

Осмотр города-крепости обычно начинают с мыса Тешкли-Бурун, где находится крепость-цитадель. Внимание привлекают прежде всего величественные руины башни — двухэтажного здания, которое частично реставрировано, — и высокая, длиной 105 м, оборонительная стена, отсекающая мыс, а также остатки пещерных сооружений оборонительного, хозяйственного и культового назначения. Среди них выделяется обширная искусственная пещера, в которой после разрушения образовалось сквозное отверстие — дыра, давшая название мысу. Ниже пещеры находится ещё одно помещение — подземная тюрьма с вырубленными в скале одиночными камерами и подпорным столбом посередине.

У вершины Гамам-Дере — остатки дворца последних владетелей княжества, неподалеку от него — основание большого христианского храма На плато было много церквей, наземных и пещерных. Один из пещерных храмов находился у юго-восточного обрыва. На стене его алтаря ещё лет двадцать назад были хорошо сохранившиеся остатки фресковой росписи ХIV-XV вв., впоследствии уничтоженные нынешними вандалами.

Прежде чем покинуть Мангуп, поднимитесь на самое высокое место плато, оно отмечено металлической пирамидой геодезического знака, и перед вами откроется изумительная по красоте горная панорама на многие десятки километров вокруг; при ясной погоде можно увидеть в бинокль даже часть Севастопольской бухты...

На обратном пути можно побывать ещё в одном «пещерном городе» — СЮЙРЕНСКОМ УКРЕПЛЕНИИ. Правда, после Мангупа оно уже не оставит большого впечатления.

Если решили все же ознакомиться с ним, следует проехать через с. Танковое дальше по дороге, ведущей на Ай-Петри.

За с. Танковое находятся Сюйренские гроты — стоянки первобытного человека эпохи раннего палеолита и мезолита. У с. Малое Садовое, на узком скалистом мысе Куле-Бурун (Башенный мыс), расположенном на левом берегу Бельбека, виднеется башня и часть крепостной стены. Это и есть Сюйренское укрепление — дозорная крепость, или феодальный замок, построенное в раннем средневековье. На соседнем мысе Ай-Тодор (Святой Федор) — остатки небольшого пещерного монастыря.

У с. Малое Садовое стоит скромный памятник летчику, капитану Николаю Хрусталеву. В ноябре 1941 г. во время нанесения бомбового удара по немецкой танковой колонне его самолет был подбит, и летчик направил горящую машину на скопление танков.

Горный край Юго-Западного Крыма, где сосредоточено столько интереснейших ландшафтных памятников и «пещерных городов» — историко-археологических сокровищ, нуждающихся в государственной защите, заслуживает того, чтобы получить статус заповедника.



источник: http://krym.sarov.info/zagorod_excurs.html
Из книги П.Гармаша "Путеводитель. Крым", 1997 г.
« Последнее редактирование: 09 Апрель 2009, 21:00:21 от eCrimea.ru » Записан
eCrimea.ru
Sr. Member
****

репутация: 6
Сообщений: 331


« Ответ #1 : 25 Ноябрь 2007, 16:39:22 »

Мангуп

Чтобы осмотреть эти уникальные памятники христианской архитектуры, надо, не доезжая до Бахчисарая, свернуть с удобного шоссе на дорогу, ведущую к Танковому.

Затем крутой поворот заставит вас повернуть к селу Красный Мак (надо быть внимательным, чтобы не пропустить его). Вы едете по живописнейшей Каралезской долине, где протекает одна из самых полноводных рек Крыма -Бельбек. в средние века эти земли принадлежали княжеству Феодоро, столица которого находилась на горе Мангуп. От села Залесного по проселочной дороге подойдем к подножию Мангупа. Высота горы составляет 200 метров над уровнем моря, со всех сторон ее окружают долины: Каралезская, Джан-Дере и Ай-Тодорская. Северный склон прорезали три глубоких оврага, образованные четырьмя мысами: Дырявым (Тешкли-Бурун), Ветреным (Элли-Бурун). мысом Вызова Иудеев (Чуфут-Чеорган-Бурун) и Сосновым (Чамны-Бурун).

Археологи установили, что первые небольшие поселения тавров возникли на Мангупе еще до нашей эры. В III-IV веках под натиском готских племен, а затем гуннов сюда пришли сарматы, аланы, тавро-скифы. Первоначально поселение на плато занимало территорию Дырявого мыса, названного так из-за большого количества пещер. Длинный и узкий утес с неприступными обрывами стал настоящей крепостью, созданной самой природой: жители лишь отгородили его от плато оборонительной стеной. Довольно хорошо сохранилась цитадель и стена башни-донжона, где жил феодал. Верхние этажи цитадели были жилыми, в нижнем располагалась дружина князя, а в полуподвальном помещении находился арсенал или тюрьма. Во время турецкого владычества здесь томились в ожидании выкупа пленники и послы: в 1569 году сюда был заключен московский посол Афанасий Нагой, с 1572 по 1577 год - Василий Грязной. Во внешнем фасаде башни были прорезаны узкие окна-бойницы, что придавало ей грозный, неприступный вид. Внутренний фасад отличался изысканным оформлением парадного входа и оконных наличников, украшенных прекрасной резьбой по камню. Посреди цитадели видны остатки небольшой восьмигранной церкви с алтарём, возможно, это была княжеская капелла. Построена она в VIII веке, в наши дни хорошо видны обработанные камни нижнего ряда кладки.


Руины цитадели на Мангуп-кале

Дорога, ведущая по оврагу Капу-Дере (Овраг ворот) к воротам, хорошо просматривалась из пещер, поэтому здесь располагался гарнизон, защищавший городские ворота, а неподалеку - казематы. Эти пещеры использовались в разных целях: в мирное время здесь хранили продукты и другие запасы - в полу видны вырубки для установки пифосов, в военное - из их окон поражали врага, сбрасывая ему на головы камни. Все пещеры связывались друг с другом деревянными лестницами и галереями.

Среди оборонительных пещер каземата в VI-VII веках устроили церковь, ее условно называют «Гарнизонной». Прямоугольная, однонефная, с круглой апсидой, она была полностью высечена в скале, но со временем свод обрушился, и его заменили деревянным покрытием с двускатной черепичной крышей. Попасть в храм можно было с западной стороны через люк с поверхности плато, вниз вела лестница. В южной стене находится прямоугольный дверной проем, ведущий в соседнее помещение - оборонительный каземат, из которого был ход на деревянную галерею.

В северной стене церкви вырублена гробница овальной формы, рядом прямоугольная ниша для хранения мощей. В предалтарной части дверной проем, выводящий на открытую площадку у края обрыва. Церковь существовала до конца XIV-первой половины XV века.

У восточного обрыва в оконечности мыса Тешкли-Бурун в XIV-XV веках возник пещерный монастырь. Соседство с гарнизоном было выгодно монахам: в смутные времена им, совершенно незащищенным, тяжело было выжить даже вдали от больших городов. Возможно, здесь сначала были дозорно-оборонительные сооружения, которые затем стали соседствовать с монастырскими пещерами.

Монастырь представлял собой целый комплекс пещер, расположенных в несколько ярусов и связанных между собой. Он состоит из большой пещеры-усыпальницы, маленькой кельи с лежанкой; через площадку расположены три пещеры погребального назначения с часовней; вырубленной в скальном полу, к ней вела одна ступенька, а к алтарю две. После того как часовня перестала существовать, здесь устроили водосборный бассейн. Вода в него поступала по каналам, выбитым в полу. Если воды собиралось много, она вытекала по широкому водостоку, пробитому в алтарной части и перекрытому черепицей. В третьей, самой южной пещере, прорублен проем, который выводит на обрыв. Возможно, он использовался в военное время как амбразура, через которую скатывали вниз камни.

Но самая известная пещера этого комплекса - Барабан-Коба, названная так благодаря хорошей акустике. У археологов нет единого мнения по поводу назначения этой пещеры. Одни предполагали, что здесь находилась княжеская сокровищница, другие - тюрьма. Пещера Барабан-Коба двухъярусная, нижняя часть была вырублена в скале, верхняя сложена из камня, там располагались казармы. В нижний ярус ведет с плато лестница, спустившись по ней, вы попадаете в обширную искусственную пещеру. Западная и восточная стены ее разрушились, образовалось сквозное отверстие, хорошо видимое снизу, если ехать к Мангупу с севера. Еще две лестницы ведут вниз, в большой зал с подпорной колонной посредине. В северной и восточной сторонах вырублены пять келий с лежанками. В дверных проемах видны следы пазов для деревянных дверных коробок. Дверь в южной стене вела в большую трапезную.

В XIV веке здесь побывал иеромонах Матфей, он описал свои впечатления от увиденного: «Сообщу тебе, чужеземец, удивительнейшее. Я нашел лестницу, выдолбленную в скале, спустился вниз и увидел там высеченные в камне прекрасные палаты, кельи, освещенные прекрасно с востока, удивительное разнообразие, прекрасно сделанное. Я забыл остальное, рассматривая это. Придя в себя, я снова вышел наверх».

Постепенно небольшое поселение росло, строилось, занимало все большую территорию и, наконец, превратилось в город. Сегодня от наземных сооружений остались лишь руины оборонительных стен и цитадели, но если приглядеться, можно увидеть очертания улиц и площадей, фундаменты домов.

Примерно в ста метрах к юго-западу от цитадели находится Юго-восточный монастырь. Он располагался в скальном обрыве недалеко от дороги, ведущей к городу, поэтому сохранял оборонительное значение, в его северо-восточной части находились караульные помещения. К монастырскому комплексу относится так называемая «площадка со склепами». Здесь в X-XIII веках совершали захоронения, и постепенно образовался церковный комплекс, состоящий из нескольких склепов, церкви, баптистерия и хозяйственных пещер. Археологи обнаружили большое количество человеческих костей, черепов, а также украшения, обломки стеклянных сосудов, остатки точильного камня и другие предметы, обычно сопровождающие захоронения. Церковь появилась несколько позже из расширенного склепа. В южной стене вырубили две ниши со скругленными верхними углами, в них ставили иконы. Вдоль всей западной стены идет каменная скамья. В другом помещении, очевидно, был устроен баптистерий. В полу выдолблены две выемки - округлая и квадратная, - связанные друг с другом желобами. В южной и западной стенах сохранились узкие неглубокие пазы, возможно, здесь в древности были легкие деревянные перегородки. Свет в храм попадал через прямоугольное окно в восточной стене.

Под «площадкой со склепами» в естественном гроте находится пещерный комплекс. Чтобы осмотреть его, надо спуститься по тропе под южный обрыв. Затем, свернув вправо, надо пройти вдоль подошвы скалы, где в одной из естественных пещер вырублена лестница, она ведет в верхний грот, из которого можно попасть в церковь. Эта церковь интересна тем, что на ее стенах еще видны древние фрески, написанные в XIV-XV веках. Алтарная ниша с конхой, в стенах вырублены ниши для установки деревянных полок. Напротив церкви находятся высеченные в скале кельи и хозяйственные пещеры.

На южном склоне горы в XIV-начале XV века возник еще один монастырский комплекс - Южный. Он расположился за оборонительными стенами города, возможно, потому, что это был относительно спокойный период в истории города и всего княжества. К тому же монастырь был почти неприступным, а ход, ведущий к нему, потайным. Центром Южного монастыря стал большой естественный грот в средней части обрыва. Чтобы попасть к подножию обрыва, пробили галерею с довольно крутой лестницей, которая выводила на край площадки большого грота. Позже стена его обрушилась, возможно, из-за сильного землетрясения в 70-х годах XV века, поэтому проложили новый туннель с более удобными большими ступенями.

 В восточной части большого грота устроили церковь В полу сохранились три гробницы, которые перекрывались некогда массивными каменными плитами. Стены церкви украшал профилированный карниз. Основное помещение храма отделялось от алтаря невысокой преградой, в апсиде вырублена глубокая ниша, ниже - синтрон с вырубкой в центре для горнего места. Апсида с нишей и конхой были расписаны фресками, которые в конце 50-х годов исследовал и частично реставрировал О. Домбровский. Жаль, что последующие поколения горе-туристов нанесли им большой вред. И все же под слоем копоти и разных надписей можно рассмотреть фигуры. В нише изображен Христос, под ним шестиконечный процветший крест, написанный оранжево-красной краской. Из нижней части креста выходят ветви, оплетающие всю нишу. Слева и справа изображены во весь рост святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, в левой руке каждый держит свиток, правая поднята для крестного знамения.

В конхе изображен Иисус, восседающий на троне. Его правая рука приподнята для благословения, в левой - Евангелие. По обе стороны - фигуры Иоанна Предтечи и Богоматери. Такое тройственное изображение называется «деисус», искаженное от греческого слова «деисис», что означает «моление».

Сверху над конхой - Спас Нерукотворный, справа от него изображение Благовещения - Дева Мария с пряжей. Слева от Спаса Нерукотворного - архистратиг Михаил в красном плаще, панцире с нагрудником, рядом более крупная фигура архангела Гавриила. В центре плафона - медальон с образом Знамения, поясное изображение Богоматери с воздетыми руками. По обе стороны святые равноапостольные цари Константин и Елена в пышных одеждах с коронами на головах. На южной стене над окном изображены жены-мироносицы. Фрески типичны для византийского средневековья, но в них чувствуется влияние итальянского искусства, привнесенного в Крым генуэзцами.

В западной части большого грота вырублены четыре кельи, но не все они сохранились до наших дней. Одна из келий, устроенных на краю обрыва, обвалилась, остались лишь шесть ступеней, ведущих в обрыв. Другая - частично обрушилась еще в то время, когда существовал монастырь, и на ее месте устроили деревянный балкон. В сохранившейся келье на потолке вырублен крест, а южная стена, там, где было окно, также обвалилась.

Южный монастырь имел богатых покровителей, возможно это была княжеская семья. Мангупские князья происходили из знатного армянского рода Гаврасов из Трапезунда, бывшего в родстве с византийскими императорами Палеологами. Имена первых правителей нам неизвестны. С середины IV века в летописях уже говорится о княжестве Феодоро и упоминается князь Дмитрий, который вместе с крымским ханом принимал участие в битве с литовским князем Ольгердом. В 1399 году в Москву приехал князь Стефан Васильевич Ховра (так русские произносили фамилию Гаврас), вытесненный из своих южнобережных владений генуэзцами, он поступил на службу к русскому царю, дав начало роду русских князей Головиных. Его младший сын Алексей - самый известный мангупский князь. Он основал крепость-порт Каламиту, пытался вернуть прибрежные владения, даже захватил у генуэзцев Чембало, правда, на короткое время.

Мангупские княжны выходили замуж за видных правителей Восточной Европы. Дочь князя Алексея Мария стала Трапезундской царевной, а дочь его преемника Олубея (так его называли татары, христианское имя не сохранилось) выдали замуж за Стефана III, господаря Молдавии и Валахии. Известно, что в 1474-1475 гг. великий князь московский Иоанн III направил послов к князю Феодоро Исааку вести переговоры о женитьбе своего сына на княжне. Этому браку помешало вторжение в Крым турецких войск.

В северной части Мангупского плато также существовал монастырь. Он располагался там, где оборонительная стена, перегородившая овраг Табана-Дере (Овраг кожевников), примыкает к обрыву мыса Чуфут-Чеорган-Бурун. Монастырская церковь находится в 15 метрах к югу от калитки в крепостной стене. Большая часть западной стены церкви разрушилась. В полу выдолблены две гробницы, расширенные в центральной части и закругленные на концах. Над ними в северной стене вырублена еще одна гробница, закрытая вертикальной плитой. Над ней - греческая надпись. В углу между северной и восточной стенами вырублена ниша-жертвенник. Алтарная преграда в церкви была деревянная, в стенах апсиды сохранились отверстия для крепления икон.

Рядом с оборонительной стеной в обрыве расположены четыре пещеры в три яруса. Самая нижняя - хозяйственная, здесь сохранились в стене проушины, к которым привязывали животных, а в полу вырублено корытце. Небольшая лестница в десять ступеней ведет во второй ярус. Поднявшись по ним, вы попадете в пещеру прямоугольной формы. В стенах сохранились вырубки для крепления деревянных деталей, В западной стене находятся окно и дверной проем, который выводит к обрыву. Из этой пещеры по шести ступеням можно попасть в верхний ярус, состоящий из двух помещений. В первом прямоугольном со скругленными углами вырублены ниши, возможно, гробницы или мощехранительницы. Во вторую пещеру ведет узкий переход вдоль края обрыва. Она также имеет прямоугольную форму и скругленные углы, в стене видны следы вырубленной когда-то скамьи. В полу - люк, ведущий в пещеру среднего яруса.

В овраге Табана-Дере сохранились остатки ещё одного небольшого монастырского комплекса. Он располагался в ущелье, далеко за чертой города, но все же на территории, защищенной оборонительной стеной. Этот монастырь похож на Южный, но отличается размерами и убранством, Его насельники вели аскетический образ жизни. Начало обители положил одинокий отшельник, поселившийся здесь, очевидно, в XIII веке. Примерно с середины XIV века монастырь стал усыпальницей какой-то знатной семьи, но не столь богатой и высокопоставленной, как в Южном монастыре.

Столица княжества Феодоро являлась центром Готской епархии, поэтому здесь насчитывалось большое количество монастырей и церквей. Недалеко от верховья балки Гамам-Дере (Банный овраг) находятся остатки дворца последних правителей Феодоро. Он был двухэтажным, в южной стене вход, украшенный изящной аркадой, парадный зал делился на три равные части двумя двойными аркадами на двадцати четырех столбах. К северной стене дворца в 1425 году пристроили башню, о чем сообщает надпись на плите: «Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья...». Рядом был высечен герб мангупского царя - византийский двуглавый орел.

На плато недалеко от княжеского дворца возвели большую базилику в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, крупнейшую в горном Крыму. Выглядела она традиционно: прямоугольное здание делилось двумя рядами колонн на три нефа, крыша двускатная, на восточной стене выступали полукружия апсид. Пол в центральном нефе был выложен плитами, в боковых, возможно, украшен мозаикой. С южной и северной сторон к храму пристроили галереи. Базилику возвели в XIV-начале XV века на месте более древнего небольшого храма. В самом храме и возле него долгое время хоронили знатных особ. С северной стороны базилики построили крещальню, пол которой также украшала мозаика. К сожалению, ничто сегодня не расскажет о былом великолепии храма, от него остался лишь фундамент и осколки мрамора.

«Положение Мангупа необыкновенно, - писал исследователь Крыма П. Кеппен. - Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира». Но этого не случилось, в 1475 году в Крым вторглись турецкие войска, захватывая один прибрежный город за другим, они подошли к стенам Мангупа. Вооруженные огнестрельным оружием и пушками, турки пять раз пытались взять город штурмом, но не смогли. Около шести месяцев длилась осада, и только когда в городе закончилось продовольствие, изнуренные голодом и болезнями, защитники открыли ворота. Турки разорили город, не пощадив его жителей, погиб в заточении в Константинополе князь Александр, были казнены и его ближайшие родственники по мужской линии. Только малолетний сын князя остался в живых, его увезли в Турцию, где и воспитывали. Мангуп стал гарнизонной крепостью, центром турецкого кадылыка.

В XVI веке Мартин Броневский, польский посол при крымском хане, писал: «Город Манкопия лежит в горах и лесах, в некотором удалении от моря. Он имеет два замка, построенных на высокой и широкой скале; драгоценные греческие храмы и здания; несколько ручьев, стекающих со скалы, чистых и удивительных. По покорении же турками, через 18 лет он выгорел почти до основания, как говорят греческие христиане. Вот почему и нет уже ничего привлекательного, кроме верхнего замка, имеющего отличные ворота, украшенные греческими надписями и многим мрамором, и высокий каменный дом. В этом доме, по варварской ярости ханов, иногда содержатся московские послы, с которыми жестоко поступают». Последние жители Мангупа, караимы, занимавшиеся выделкой кож, покинули город после присоединения Крыма к России.



Мангуп-кале

Сегодня трудно представить, что на этом плато, заросшем травой, кустарником и деревьями, был шумный город с фонтанами, торговыми площадями, княжескими дворцами и храмами. С вершины Мангупа открывается чудесный вид: вдали синеют горы Главной гряды, вокруг - холмы, столовые горы, их склоны покрыты лесом, прорезаны глубокими ущельями, на западе блестит на солнце море, левее темнеет силуэт башни Чембало. Когда-то это была единая страна, могущественное княжество Феодоро. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка или остатки пещерного монастыря.

Фото:











Из книги "Крым: православные святыни: путеводитель." — Сост. Е.М. Литвинова. — Симферополь: «РуБин», ЧП Бинькин, 2003 г.
Фото: Мультимедийная энциклопедия "Древний и средневековый Крым".
источник: http://krym.sarov.info/mangup/mangup.html
Записан
eCrimea.ru
Sr. Member
****

репутация: 6
Сообщений: 331


« Ответ #2 : 25 Ноябрь 2007, 17:32:22 »

Мангуп

        После гибели Эски-Кермена центром юго-западной Таврики стал Мангуп — самый большой по площади средневековый город в этой части полуострова. Дорога к нему ведет через село Красный Мак. Отсюда по Каралезской долине едьте к селу Залесному. К югу от него — узкое ущелье Ураус-Дере. За Залесным от ущелья отходит небольшая долина; в нее ответвляется проселочная дорога, на которую и надо свернуть.

        Над этой долиной с юга господствует гора Мангуп, которая возвышается над окружающей местностью более чем на 200 метров. К северу выступают четыре величественных скалистых мыса: западный называется Чамну-Бурун (Сосновый мыс), рядом с ним — Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова евреев), следующий — Елли-Бурун (мыс Ветров) и восточный — Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). На конце последнего хорошо видно из долины сквозное отверстие, которое образовалось после разрушения пещеры. Очевидно, поэтому мыс и назван Дырявым.

        Величественный Мангуп прекрасен во все времена года — весной, когда деревья в цвету, а склоны покрываются молодой травой и душистыми полевыми цветами; осенью, когда пестрые краски лиственного леса в сочетании с зеленью хвои образуют великолепную цветовую гамму. В конце лета и погожие дни золотой осени Мангуп привлекает к себе не только любителей природы, старины, но и сборщиков диких плодов и ягод, орехов и грибов. Красив Мангуп и зимой, когда его вершина и склоны покрыты снегом.

        На плато Мангупа можно попасть несколькими путями. Но лучше всего добираться сюда по древней колесной дороге, которая выводит на плато с восточной стороны, у подножия Тешкли-Бурун. Она хотя и длиннее, но живописна и не столь крута, как другие. По ней можно проехать на автомашине, довольно удобная она для пешеходов.

        По долине идите между зарослей деревьев и кустарников к востоку, оставляя Мангуп справа. В открытом поле сверните на юг. На небольшой лесной полянке — развилка, но надо идти по основной дороге прямо и далее по лесной чаще до перевала. Здесь снова развилка, свернуть надо вправо. Вскоре увидите восточные обрывы мыса Тешкли-Бурун.

        Поднимаясь все выше и выше, дорога приведет к подножию скалистого выступа мыса и, обогнув его, к главным крепостным воротам.

        А если свернуть с дороги налево у того места, где она сворачивает на север вдоль мыса Тешкли-Бурун, и идти вверх к восточному подножию плато, потом — вдоль обрыва на запад, в одной из естественных пещер начинается лестница, вырубленная в скале. Она ведет в верхний грот, из которого можно попасть в пещерную церковь. На ее стенах сохранились остатки фресковой росписи XIV—XV веков. Напротив церкви — пещерные кельи для монахов и хозяйственные помещения монастыря.

        После осмотра монастыря вернитесь на дорогу, ведущую на плато.

        У исследователей Мангупа нет единого мнения о времени его возникновения. Одни считают, что город построен в VI веке и тогда же стал центром юго-западной Таврики, ее главной крепостью. Другие относят его возникновение к X—XI векам и связывают это событие с разрушением укреплений Эски-Кермена хазарами.

        Раскопки последнего времени показали, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган-Бурун существовало поселение. В V—VI веках возникла небольшая крепость на мысе Тешкли-Бурун. В XI веке началось строительство большого города, занявшего со временем почти всю территорию плато.

        Дошедшие до нас остатки оборонительных сооружений относятся к более позднему времени — к XIV—XV векам. Стены с башнями и полубашнями опоясывали все плато с севера, запада и частично с юга. Их не было только там, где обрыв скалы достигал нескольких десятков метров.

        Надписи на камнях, связанные со строительством крепостных стен, а также письменные источники говорят о том, что в ХШ— XV веках город именовался Феодоро. В русских и западноевропейских источниках его называют Мангупом. Владели городом, как предполагают, с XV века князья из армянского рода Гаврасов, видных византийских деятелей, правивших ранее в Трапезунде. Генуэзцы именовали их «господами Феодоро», русские — мангупскими князьями, а княжество — Маигупским. Территория, которую занимало княжество, в западноевропейских документах часто называлась «Готией».

        Время возникновения княжества точно не установлено, но, безусловно, оно существовало до татарского нашествия и было одним из самых больших в юго-западном Крыму. Его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до земель Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, принадлежало, по-видимому, все побережье от Алушты до Балаклавы.

        Население княжества состояло из огрсченных потомков тавров, скифов, сарматов, аланов; были также греки и караимы, армяне и татары, принявшие христианство.

        Занимались в основном полеводством, огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, скотоводством. Жители прибрежных районов — рыболовством, горожане — ремесленным производством: гончарным, кожевенным и другими.

        Когда золотоордынский темник Ногай в 1299 году разгромил города юго-западной Таврики, Мангуп уцелел. Княжество Феодоро не погибло и в 1399 году, когда полчища хана Едигея огнем и мечом прошли снова по этому краю, разрушили и сожгли многие города и селения, в том числе Херсонес.

        Правда, Мангупское княжество потеряло часть территории, на которой обосновались татары. А генуэзцы захватили некоторые приморские владения, включая район нынешней Балаклавы, где построили крепость Чембало. И все же княжество сохранило ) свою независимость и еще долго оставалось довольно сильным. В XIV—XV веках оно играло заметную роль не только в истории Крыма. Письменные источники упоминают о связях княжества с Москвою, Валахией (Молдавией). Это была политическая сила, с которой считались не только генуэзцы, но и татары.

        История мангупских правителей изучена недостаточно. Первым из наиболее известных князей был Алексей, который именовал себя «господином и владыкою Феодоро и Поморья». Он правил до 1434 года. При нем велось интенсивное крепостное, дворцовое и церковное строительство. Росла внешняя торговля, построили собственный порт Авлиту недалеко от устья реки Черной, впадающей в Северную бухту Севастополя. В 1427 году для его защиты была перестроена крепость Каламита. Скоро Каламитский порт стал главным в юго-западном Крыму. Это чувствительно ударило по торговым интересам генуэзцев и закончилось вооруженным столкновением.

        Энергичного князя Алексея, вступившего в открытую борьбу с итальянцами, поддерживал хан Хаджи-Гирей, который, однако, стремился извлечь свои политические выгоды.

        В 1433 году Алексей предъявил консулу Кафы Батисте де Фаранри свои претензии на Чембало и, не дождавшись ответа, направил в крепость под видом купцов своих лазутчиков, а затем и войска. Местные рыбаки, недовольные установленными генуэзцами порядками, поддержали мангупские войска. Солдаты генуэзского гарнизона бежали в Кафу (Феодосию). Крепость перешла во владение Мангупского княжества.

        Действия князя Алексея вызвали переполох в Генуе. Чтобы восстановить свой престиж и вернуть утраченную крепость, итальянцы отправили к берегам Таврики эскадру из двадцати галер и шести тысяч отборных воинов под командованием Карла Ломеллино.

        В июне 1434 года эскадра появилась у Чембало. После недолгой осады генуэзцы ворвались в крепость, истребили ее защитников и многих горожан. Сына князя Алексея и его приближенных, попавших в плен, заковали в кандалы и отправили в Геную. Каламита была сожжена.

        После генуэзцы отправились в Кафу по суше и по морю, повсюду чиня разбой. Ломеллино пошел на Солхат (Старый Крым), решив проучить и татар, но был наголову разбит Хаджи-Гиреем и бежал в Кафу. Генуэзцы запросили у татар мира, который и был подписан в Солхате.

        Вскоре после этих событий Алексей скончался, и княжеством управляли его сыновья — Алексей, которому генуэзцы вернули свободу, Олубей и Исаак (в русских источниках — Исайко).

        Была восстановлена Каламита, процветала торговля, успешно конкурируя с итальянцами. Почти четыре десятилетия их политика оставалась неизменной.

        Однако при князе Исааке политическая ориентация стала иной. Генуэзцы начали искать союза с мангупским правителем. Исаак посетил Кафу, где, по-видимому, заключил мирное соглашение с итальянцами.

        Княжество Феодоро в этот период имело важное политическое значение в Северном Причерноморье. С мангупскими князьями не только считались, но и стремились породниться правители соседних стран. Сваю дочь Исаак выдал замуж за Стефана III, государя Валахии. Московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой дочери Исаака. Предварительные переговоры вел русский посол Н.В. Беклемишев, боярин А.И. Старков должен был посетить Мангуп, передать Исааку подарки, начать переговоры о сватовстве.

        Однако весной 1475 года Исаак умер, и власть, видимо, захватил один из сыновей Олубея.

        Старший сын Исаака Александр в это время гостил у своей сестры в Молдавии. Узнав о смерти отца, вернулся в Крым с отрядом валахов (молдаван) в 300 человек, который дал ему в помощь Стефан III. Александр высадился в бухте Ласпи и, прибыв в Мангуп, вступил на престол.

        Но через несколько дней турецкий десант высадился у Кафы, и она пала. Вслед за нею были захвачены и другие генуэзские колонии в Крыму.

        Турецкая армия подошла к Мангупу в июле 1475 года. Почти шесть месяцев длилась осада, пять раз противник штурмовал крепость, но так и не смог ее взять. Только в декабре голод заставил защитников Мангупа сложить оружие. Турки разграбили город, большинство зданий сожгли или разрушили, многих жителей, в том числе и членов семьи князя, увели в плен. Александр был казнен.

        Мангуп и все земли княжества были объявлены собственностью султана. Здесь до XVIII века стоял турецкий гарнизон.

        Жизнь в городе постепенно угасала. Посетивший Мангуп Мартин Броневский писал: «Теперь там остались только греческая церковь святых Константина и Елены и другая, святого Георгия, совершенно ничтожные. Там живет один греческий священник да несколько евреев и турок: прочее все приведено в ужасное разорение».

        Когда турки, потерпев поражение в войне с Россией, ушли с полуострова, крепостью недолго завладели татары. После присоединения Крыма к России Мангуп покинули последние его обитатели.

        Так прекратил свое существование большой средневековый город Мангуп.

        Осмотр Мангупа начинайте с главных крепостных ворот, находившихся на западной стороне мыса Тешкли-Бурун, которые к сожалению, почти не сохранились. Справа от них начиналась оборонительная стена. Участки ее у самых ворот, сложенные из крупных, хорошо отесанных камней, относятся к раннему средневековью. От ворот стена шла на запад, защищая верховье балки Капу-Дере. Видимые ее остатки относятся к XIV—XV векам.

        Пройдя вдоль стены, сверните на тропинку, ведущую на мыс Тешкли-Бурун. Там было самое неприступное место Мангупа, его цитадель. Высокая оборонительная стена пересекала мыс с запада на восток, у ворот возвышалось двухэтажное здание, имевшее с наружной стороны вид мощного укрепления. Внутренний фасад его с широкими окнами и орнаментированными наличниками носит скорее дворцовый, нежели боевой характер. Здесь, возможно, была укрепленная резиденция мангупских князей.

        Цитадель возникла, как полагают, в V—VI веках, перестраивалась в Х веке. Последний раз оборонительные сооружения ремонтировали турки в конце XV века. Они использовали цитадель совместно с татарами. М. Броневский писал, что сюда «по варварской ярости ханов иногда ввергаются московские послы и... жестоко содержаться». На Мангупе в 1569 году был заключен под стражу русский посол Афанасий Нагой с товарищами, с 1572 по 1577 г. томился в плену Василий Грязной.

        Цитадель разрушилась от времени, но и сейчас эти развалины поражают своим гордым величием.

        Внутри цитадели, недалеко от ворот,— остатки небольшой восьмигранной церкви с апсидой, построенной около VIII века. Вероятно, это была княжеская капелла.

        У оконечности мыса расположен пещерный комплекс Барабан-Коба. Вдоль восточного обрыва — пещерные казематы с амбразурами, связанные между собой переходами. У самого обрыва — небольшая церковь, целиком вырубленная в скале. С плато в нее ведет лесенка. По-видимому, церковь имела наземную пристройку и балкончик над обрывом.

        На площадке мыса и сейчас заметны следы «постелей» исчезнувшей кладки стен. Здесь, скорее всего, стояла башня, слева и справа от которой размещались пещерные казематы. Эти укрепления господствовали над дорогой, ведущей к главным воротам Мангупа вокруг мыса, и обороняли подступы к ним.

        Под башней находились двухъярусная пещерная тюрьма и судилище. Туда ведет лесенка. В большой нижней пещере посередине стоит четырехугольная колонна, поддерживающая потолок. Если ударить по ней, раздастся звук, напоминающий бой барабана. Отсюда название пещеры — Барабан-Коба. В стенах этого помещения вырублены небольшие камеры. В дверных проемах заметны следы пазов для деревянных дверных коробок, а с внешней стороны видны углубления для засовов. В период турецкого владычества тюрьму на Мангупе использовали и турки, и татары.

        Выход из цитадели — через те же ворота. Идите вдоль западного края мыса мимо пещерных сооружений хозяйственного и культового назначения к холму с металлической вехой. По пути — остатки вырубленной в скале большой давильни винограда, размеры которой свидетельствуют, что здесь было крупное винодельческое хозяйство. Таких давилен на Мангупе найдено уже несколько.

        Поднявшись на холм, осмотритесь. Это самая высокая точка Мангупа. Отсюда видна почти вся территория бывшего Мангупского княжества от Чатырдага и Бабугана на востоке до балаклавских высот на юге. На западе сверкает гладь Черного моря, по направлению мыса Чамну-Бурун за близлежащей горой виден Эски-Кермен на севере выступают скалы Тепе-Кермена и Качи-Кальона, а за холмами предгорья простираются крымские степи. Как на ладони и сам Мангуп.

        «Крепость Мангуп необыкновенно величественна, и можно сказать буквально, что она подымается до облаков. Другой подобной крепости нет во всей Европе»,— писал профессор Кембриджского университета Эд. Кларк, побывавший здесь в начале XIX век» с академиком П.С. Палласом.

        Хорошо видны остатки оборонительных стен, развалины домов. Хотя все поросло травой и кустарником, можно проследить очертания площадей, направления улиц и переулков, отходивших от главной улицы города, которая пересекала плато с востока на запад.

        Жилые дома с хозяйственными пещерами и наземными постройками аналогичны усадьбам Эски-Кермена и Чуфут-Кале. Городские кварталы размещались ближе к воде. И сейчас в верховьях оврагов Табана-Дере и Гамам-Дере действуют источник хорошей питьевой  воды. В первом из них обнаружены остатки водопровода из гончарных труб. В Гамам-Дере (Банном овраге), очевидно, находилась городская баня.

        В лучшей и наиболее населенной части города возвышался каменный двухэтажный дом, возможно, дворец владетелей Мангупа. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по «улицам» древнего города в направлении мыса Чуфут-Чеарган-Бурум — руины дома видны на западной стороне оврага Гамам-Дере.

        Предполагают, что «дворец» построен в XIV веке, на рубеже ХIV и XV веков разрушен пожаром. В 1425 году его вновь отстроил князь Алексей. Об этом говорит найденная на камне надпись. На серверной стороне дома, построенного асимметрично, возвышалась башня, в южной его части на верхнем этаже находился парадный зал с террасой, куда вела каменная лестница. Стены зала украшали фрески, отделанные мрамором наличники дверей. В нижнем этаже располагались служебные и хозяйственные помещения. Археологами найдены фрагмент каменной плиты с гербом мангупского князя (двуглавый орел заимствован из Византии) и обломки поливной посуды с монограммой князя Исаака.

        К северо-западу от дворца в зарослях деревьев и кустарников скрыты развалины базилики — храма
святых Константина и Елены. Население княжества Феодоро в основном состояло из христиан. Несомненно, в Мангупе имелось много церквей — и наземных, и пещерных. Вполне возможно, что главной среди них была базилика.

        Некоторые археологи предполагают, что она построена в период раннего средневековья — в VI веке, другие датируют ее более поздним временем (VIII—Х век). Базилика несколько раз горела, но ее вновь отстраивали. Последний раз ее восстановил в 1427 году князь Алексей. Здание окончательно разрушено в 1475 году турками.

        Со временем на территории базилики возник могильник. С северной ее стороны в 1938 году открыты остатки крещальни с мозаичным полом.

        От базилики можно пройти по плато Мангупа на запад и осмотреть остатки крепостных стен, которые отгораживали городские кварталы от двух северо-западных мысов и оврага Табана-Дере. В верховье оврага были вторые городские ворота.

        В этой части города жили караимы. Для жилищ, мастерских и лавок ремесленников отводились отдельные кварталы, как и в других средневековых городах.

        О развитии здесь кожевенного ремесла говорит само название оврага. К тому же в нем сохранились чаны для обработки кожи, вырубленные в скале. Караимские ремесленники обрабатывали большое количество кож.

        В этой же балке находится караимское кладбище, ниже него овраг Табана-Дере пересекает другая оборонительная стена, время постройки которой еще не определено.

        Закончив осмотр Мангупа, можно спуститься вниз по дороге в Табана-Дере или по тропинке в Гамам-Дере. В верховьях обеих этих балок расположены источники отличной питьевой воды.

        Спустившись в долину и выйдя на шоссе, продолжайте путь в сторону Инкермана через село Терновку. В средние века этот путь связывал Мангуп с его портом и крепостью Каламитой.

        По пути из Мангупа в Каламиту можно увидеть остатки двух средневековых монастырей. Один из них находится в неглубоком ущелье к северу от дороги (не доезжая Терновки). Это небольшой пещерный монастырь Шулдан, датируемый предположительно концом VIII или IX веком.

        Из монастырского комплекса лучше всего сохранился храм с крещальней и епископским креслом в алтаре, высеченном в скале. На стенах и сейчас еще заметны следы росписи, которую датируют XII—XIII веками,

        За Терновкой, к северу от дороги,— значительный по размерам пещерный монастырь Челтер. В нем насчитывается более 50 пещер; расположенных в четыре яруса. Большинство из них было приспособлено для хозяйственных нужд, культовых сравнительно мало. Наземные здания, стоявшие на склонах, не сохранились.

        В одной из самых больших пещер второго яруса находилась большая виноградная давильня, в других — крупные зерновые ямы. При археологической разведке, проведенной в довоенные годы, найден большой пифос и обломки глиняной посуды XI—XII веков.

        Оба монастыря погибли, вероятно, вовремя монголо-татарского нашествия.

        Дальше путь лежит через окраины Севастополя (в недалеком прошлом — села Чернореченское и Хмельницкое) и по левому берегу реки Черной до ее устья. С этими местами связаны героические страницы истории Крыма.

        В Балаклавской долине во время Крымской войны 13 (25) октября 1854 года русские войска разгромили английскую королевскую конницу.

        На небольшой высоте у бывшего села Хмельницкого — памятник воинам 7-й бригады морской пехоты, которые защищали Севастополь в 1941-1942 годах.

        За Федюхиными высотами возвышается Сапун-гора. Легендарный штурм Сапун-горы запечатлен на полотне диорамы, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

        Далее дорога идет у подножия Сапун-горы до Инкермана. Достигнув отрога горы — высоты Уч-Баш, увидите взорванную скалу. Здесь был склад боеприпасов, который уничтожили, чтобы не попал в руки фашистов.

        Севернее в толще Суздальской высоты во время второй героической обороны Севастополя в штольнях работал подземный спец-комбинат № 2, в котором женщины города ремонтировали и шили обмундирование и обувь для героических защитников.

        В Инкермане дорога сливается с севастопольским шоссе. На правом берегу речки Черной хорошо видны две скалы — Загайтанская и Монастырская. На вершине последней и находятся руины средневековой крепости Каламиты.



источник: http://travel.kyiv.org/crimea/excursion/manhup.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  


самые популярные темы на форуме:
Просмотров Ответов
Пересечение границы Россия - Украина 16752 3
Едем в Крым : на автомобиле - полезные советы 6173 1
Карта Крыма 6041 9
Евпатория - карта 5758 3
Обмен валюты в Крыму, какие деньги лучше брать в Крым 5269 2
Феодосия - карта 4985 6
Фотографии Крыма (траффик!) 4686 25
Карты Крыма: навигация по разделу 4193 0
Полезная информация: навигация по разделу 3708 0
Советы отдыхающим в Крыму: поиск и аренда жилья 3388 4

Крымский Форум Крым : обо всем Путеводитель по Крыму Отзывы и впечатления Полезная информация Карты Крыма Жилье в Крыму

Rambler's Top100 Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода

при использовании материалов сайта, активная ссылка на ecrimea.ru обязательна

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines | XML
Страница сгенерирована за 0.052 секунд. Запросов: 19.